ametsheykhumer

Categories:

От эмансипации к консерватизму и наоборот: женщины в правящих элитах Крыма и России

Американский историк Гальперин отмечал сходство политической структуры  России и Крыма в XVI в., указывая, впрочем, на более высокий уровень женского участия в «большой политике» Крыма. Если женщины из дома Гиреев активно переписывались с иностранными монархами и даже принимали на аудиенциях послов, в Москве же дела обстояли совершенно иначе. С течением времени, впрочем, роли переменились. От степной модели общества с заметной ролью женщин ханство постепенно переходило к исламской и ярким примером новой жизни стало ограничение доступа послов к женщинам из ханских и султанских семей (рубежным в данном случае стал XVI в.). В то же время в России Софья стала уникальной для допетровской Руси женщиной-правительницей, однако в XVIII веке российской императрицей, рулившей страной, было уже не удивить. В конце XVIII века русские, приезжая в Крым воспринимали гаремы и паранджу как чужую, восточную диковинку, хотя за триста лет до того было скорее наоборот. 

А вот и цитата. См. Гальперин Ч. Дж. Хан и элита: московское восприятие политической культуры Крымского ханства в период правления Ивана IV //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 1 (75). С. 18-22, с. 21:

«Более того, политическая структура Крымского ханства также имела общие черты с московской политической структурой. Правитель в каждой из них функционировал в условиях того же дискурса консультаций в рамках совместимых придворных структур: хан и его ближние люди встречались в Думе, элита приговаривала все решения, элита включала лучших людей и придворных, членов царской семьи и дворян [Bogatyrev]. Внимание к женщинам отличало Крымский двор от Московского. 

Этот вывод можно рассмотреть в контексте восприятия Москвой ее степных соседей. Во-первых, монахи – составители Степенной книги в 1560-х годах приписывали решения в Казанском ханстве до его завоевания Москвой в 1552 г. членам ханского двора и мусульманскому религиозному истеблишменту [Halperin, 2010a]. Крымские дела не упоминали улемов. 

Во-вторых, в их статейных списках московский дипломатический корпус продвигал свою собственную социальную и политическую терминологию при дворах Швеции, Англии и Священной Римской империи в большей степени, чем при дворе Оттоманской империи, воспринимая Истамбул как куда меньший по значению, чем Москва, в отличие от Стокгольма, Лондона или Вены [Halperin, 2010b]. Казалось, что московиты считали Крымское ханство гораздо больше напоминавшим Московию, чем Оттоманская империя. Очевидно, все государства, основанные степными кочевниками внутренней Азии, в умах московитов не были подобными. Возможно, присутствие Чингисидов на иностранном троне было ключевой детерминантой московских отношений. Этот аспект восприятия московитами Степи требует дальнейшего изучения».

Другая цитата, из статьи Некрасов А.М. Женщины ханского дома Гиреев в XV-XVI вв. // Древнейшие государства Восточной Европы : Памяти чл.-корр. РАН А.П. Новосельцева, 1998 г. М. : Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 2000:

«В.В.Бартольд давно отметил в мусульманской истории примеры "деятельного и властного вмешательства женщин в государственные дела". Особенно это было связано с влиянием входивших в сферу мусульманской культуры кочевых народов, долго сохранявших "степные традиции" женской независимости. Лишь с дальнейшим утверждением исламских норм все больше ограничивались права женщин, и обычными становились правила гаремного быта и затворничества (50). Татарский Крым XV-XVI вв. демонстрирует нам еще во многом старое, "степное" отношение к женщине (разумеется, если судить по ханскому дому). Но и здесь с течением времени идут перемены: если в начале столетия русские послы лично встречались с "царицами" (как, например, И.Мамонов с Hyp-Султан в 1516 г.) и передавали им поклоны, грамоты и подарки от своего государя, то уже в 1564 г. посол А.Нагой в ответ на пожелание быть на приеме у "царицы" услышал, что такого "в обычье не ведетца": ханша пришлет человека выслушать речи и забрать поминки (51)».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened