ametsheykhumer

Потери армий на территории Украины в XVII веке

В статье Бульвінський А.Г. Українські воєнні втрати у XVII ст.: європейський контекст // Проблеми всесвітньої історії. 2018. №1. С.52-65 автор предпринял попытку посчитать общее число комбатантов, погибших в боях и  от ран на территории Украины в XVII веке. Бульвинский приходит к выводу, что в этот период погибло минимум 220 тыс. украинцев (он пишет про казаков, но правильнее, думаю, писать «казаков и черни»), а также минимум 385 тыс. поляков, татар, турок, русских, венгров, литовцев, валахов и молдаван. 

Из аннотации: «За нашими оціночними підрахунками летальні бойові втрати під час війн на території України у XVII ст. склали щонайменше 600 тис. осіб, із них втрати українського козацтва 220 тис. осіб. Порівняння із бойовими втратами наймогутніших у тодішній Європі австрійській та французькій армій показало, що маючи у 3,5 рази менше населення ніж у Франції та у 2,5 рази менше ніж у Австрії, Україна у XVII ст. втратила у війнах фактично рівну французам та на третину більше, ніж у австрійців кількість солдат».

Приводимые числа, однако, вызывают много вопросов. Например, автор указывает, что Хмельччина (точнее, период с 1648 по лето 1653 гг.) привела к уменьшению численности населения Украины на 35-40%. Последующая «Руина» была еще кошмарнее: «За деякими оцінками, у 50-70-х рр. XVII ст. загальні втрати населення від воєнних дій, епідемій, захоплення в ясир та переселень становили близько 65-70% усіх українців [4, c. 434]. Правобережну ж Україну у 1649-1674 рр., за висновками В. Смолія та В. Степанкова, спіткала демографічна катастрофа – вона втратила до 90% населення [3, c. 333]. Наприклад, за підрахунками М. Крикуна населення Подільського воєводства на 1662 р. зменшилось на 70% у порівнянні з 1629 р., а у 1667 р. кількість димів у воєводстві зменшилась у порівнянні з 1661 р. ще на 50%» (с. 52).

И тем удивительнее кажутся приводимые Бульвинским числа, демонстрирующие бурный рост украинского населения в эти годы: 5,2 млн. в 1600 г., 5,3 млн. в 1650 г. и уже 6 млн. в 1700 г. (с. 55).

Бульвинский также пишет: «Це дослідження, ми вважаємо, початковим з даної проблематики і сподіваємось, що подальші дослідження зможуть розширити й уточнити дані щодо бойових втрат української козацької армії у XVII ст.» (с. 56). Проблема тут, имхо, в методологии, и в том, что украинцев было много и в армии Речи Посполитой. Пример: по подсчетам А. Боровяка подавление казацкого восстания 1638 г. обошлось Польше в 2 тыс. погибших воинов, из них 1 тыс. — реестровые казаки, то есть те же русины (Borowiak A. Powstanie kozackie 1638. Zabrze: Inforteditions, 2010. С. 152-153). А учитывая, что русины были и в коронном войске, и в приватных армиях магнатов, вероятно, заметно больше половины «польских потерь» при подавлении этого восстания — это те же русины. Поэтому ставить знак равенства между казак (то есть участник НВФ) и украинец не правильно.

Что же касается потерь, то по некоторым битвам автор не приводит их (ввиду отсутствия данных, по крайней мере, в распоряжении Бульвинского?), либо приводит какие-то странные величины (например, Чудновская битва обошлась полякам будто бы в 14 тыс. убитых — см. с. 60), а многие важные битвы не учитываются вовсе. Всего им перечисляются 47 битв, однако числа и даже состав участников нередко мутный. Плюс как-то странно суммируются потери.

Пример весьма путаной статистики:

«42. Під м. Хотин у листопаді 1673 р.

Кількість учасників: а) поляків, литовців і козаків – 45 тис.; б) турків і татар

– 40 тис. [3, c. 323] (загалом – 85 тис.).

Втрати: а) поляків і козаків – дані відсутні; б) татар – щонайменше 3-4 тис.

[3, c. 324] (загалом – понад 4 тис.)» (с. 62).

И это при том, что татар под Хотином вообще не было. По Подгайцами (1667) автор отмечает (с. 61), что потери казаков неизвестны, татары потеряли 2 тыс., поляки — минимум 500, а всего противники потеряли 1 тыс. (!). Под Берестечком союзники потеряли будто бы 15 тыс., поляки — минимум 7 тыс., а всего — 30 тыс. (а не 22) (см. с. 58) и т.д.

Но, несмотря на странноватую реализацию, идея, тем не менее, интересная. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened