ametsheykhumer (ametsheykhumer) wrote,
ametsheykhumer
ametsheykhumer

Category:

Танцы

Польские источники периодически упоминают, что татары используют в боях некие "танцы". Первая хронологически битва, где мне встречались танцы — это Синеводская битва 1362 года в хронике Стрыйковского. Впрочем, есть резонные основания полагать, что эта битва была попросту выдумана хронистом (см. тут и тут). При сравнении с поэмой в честь князя Константина Острожского, посвященной победе над татарами под Лопушной (Вишневцем) в 1512 году и включенной также в хронику Стрыйковского, проскакивают некоторые параллели. Например, и под Синими Водами и в реальной битве под Лопушной литовское/польско-литовское командование стремится поставить войска так, чтобы избежать окружения и ему это удается, более того, по ходу дела татары сами окружаются. В обеих битвах гибнут по три татарских "царика", в обеих первоначаньный атаки "танцем" "разрываются" конницей. Однако даже если и так, то все же Стрыйковский, имевший военный опыт, описывал вполне реальные (по крайней мере во второй половине XVI века) татарские танцы (и танцы он упоминал не только применительно к Синеводской битве, но также под Клецком и Лопушной). Вот что он пишет о Синеводской битве
(Stryjkowski M. Kronika polska, litewska, żmódzka i wszystkiéj Rusi Maciejá Stryjkowskiego. Том 2. – Warszawa, 1846. – с. 6-7. - с. 6-7)




Итак, "танцы" - это что-то, повторяющиеся раз за разом и связанное с интенсивным лучным боем. Но что? Польский специалист по польско-литовско-крымским битвам начала XVI века С. Хербст дает такое определение танца:
(Herbst S. Najazd tatarski 1512 // Przegląd Historyczny (1948). Tom № 37. – с. 224)




Итак, танец - это атака татарской конницы, сопровождаемая ливнем стрел. Подлетев к противнику и выстрелив, татары отходили и затем возвращались вновь.
"Танцы" несколько раз упоминал Бартош Папроцкий, сообщая, что татары бьются с  поляками "танцем". Причем танец использовался даже в боях между небольшими отрядами.
Довольно подробное описание татарского лучного боя, весьма напоминающего "танцы" по С. Хербсту, оставил польский автор "Диариуша Зборовской экспедиции":
(Relacje wojenne z pierwszych lat walk polsko-kozackich powstania Bohdana Chmielnickiego okresu "Ogniem i Mieczem" (1648-1651). - Warszawa, 1998. – с. 191-192)






Татары стреляют из луков, постепенно подходя все ближе и ближе с полякам. При этом после того, как одни татары выскакивают и стреляют, другие тут же сменяют их, вылетая вперед, осыпая врага стрелами и уходя. Чем такая атака хороша - во-первых, она ведется в "свободном режиме": выбытие из строя отдельных воинов на время (Адиль мурза во время боя сменил коня) или навсегда (потом его взяли в плен) никак не отражается на общем строе. Во-вторых, подлетающие раз за разом к самому неприятельскому строю всадники оказывали моральное давление на противника. Пан хорунжий Якуб Михайловский, опасаясь, чтобы подлетающие татары "не взяли на копья" (или лучше пики?) поляков, даже сделал небольшой выпад на несколько метров, и татары тут же отошли.
Польский историк Р. Романьский в монографии о битве под Берестечко (1651) дает такое описание татарской тактики:
(Romański R. Beresteczko 1651. - Warszawa: Bellona, 1994. – с. 51)



Не знаю, вдохновлялся ли он "Диариушем Зборовской экспедиции" или еще каким-то другими источниками, но по сути своей перед нами те же "танцы".
Итак, танцы это...
- В случае столкновения крупных сил налеты и выпускание стрел одними отрядами и тут же замена их на другие, занимающиеся тем же. В то же время освободившийся воин мог пополнить саадак или поменять коня. Как ни крути, а по сравнению с хороводом (который при уходе из строя даже части всадников просто разваливается) более "легкий" и осуществимый прием.
- В случае мелкого боя (100 на 100 всадников, например) подлетали уже не отряды, а отдельные всадники, но это имхо.
P.S. Вменяемого описания танцы в польских военных словарях еще не видел (соответствующим томом "Малой военной энциклопедии" увы, не обладаю). Есть описания из старых словарей, но они какие-то совсем невнятные. Возможно танцы это также строй, в котором татары и проводили свои атаки.

Tags: Военное дело крымских татар, Тактика
Subscribe

  • Лживо, мерзко и позорно-3

    В прошлом посте я писал как Брехуненко использует какие-то взаимно противоречивые слухи, считая, что их наличие является «фактом», доказывающим…

  • Лживо, мерзко и позорно - 2

    Задача, стоявшая перед Брехуненко, заключалась в следующем: доказать, что казаки почти победили, а татары предали. Первой проблемой для…

  • Лживо, мерзко и позорно

    ... это мое мнение о книге украинского историка В. Брехуненко о битве под Берестечком. Такая чудовищная концентрация фальсификаций и передергиваний…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

  • Лживо, мерзко и позорно-3

    В прошлом посте я писал как Брехуненко использует какие-то взаимно противоречивые слухи, считая, что их наличие является «фактом», доказывающим…

  • Лживо, мерзко и позорно - 2

    Задача, стоявшая перед Брехуненко, заключалась в следующем: доказать, что казаки почти победили, а татары предали. Первой проблемой для…

  • Лживо, мерзко и позорно

    ... это мое мнение о книге украинского историка В. Брехуненко о битве под Берестечком. Такая чудовищная концентрация фальсификаций и передергиваний…