ametsheykhumer

Category:

Работа над ошибками

В своей старой статье я писал, что "мотлох" (слуги/обозники) при крымском войске состоял из ат огланов (конюхов), чор (слуг при "дворах" знати) и добытчиков (волонтеров). Сейчас, по прошествии времени, эта реконструкция кажется искусственной и ошибочной. Подробного исследования крымского "мотлоха" еще не было, попытался потому сходу придумать свою классификацию. Теперь перечислю различные категории крымских слуг, реальные и мнимые.

Ат огланы. Представление об ат огланах как крымских конюхах опиралось на: существование слова "at oğlanı" в крымскотатарском словаре "Алем-и медение", переводимого как "слуга конного воина"; упоминание ат огланов в польском переводе хроники Наимы (что характерно, в украинском переводе "ат огланы" были не переведены, вместо них вписали "османские войска") и заявление переводчика (Сенковского), что ат огланы - это таки татары (правда, он счел их личным составом "дворов" султанов-огланов), и на упоминание "мальчиков-конюхов" в русском переводе Эвлии Челеби. 

А теперь по пунктам: наличие "ат огланов" в словаре еще не говорит о бытовании этого слова во времена ханства. Это может быть и неологизм. В хронике Наимы говорится, что татары пришли на выручку ат огланам, но сами ат огланы прямо татарами не называются. Мнение Сенковского — это лишь мнение. И оно явно ошибочно, ибо ат огланы — это таки не "дворы".  То, что в русском переводе Эвлии названо "мальчиками", в оригинале — "оглан", то есть может быть и просто "слуга".

Кто же такие ат огланы? Это действительно конюхи, но у... османских турок. Ат оглан на европейские языки переводят как "Konyuszy" (на польский), "stableman" (на английский) и "Stalljunge" (на немецкий). См. о значении слова "ат оглан" также тут. Если я не ошибаюсь, ат огланы - это придворные, ведавшие султанскими лошадьми, но также и обычные конюхи. Возможно ат огланы были и в Крымском ханстве (турецкое культурное влияние было велико и исключать такое нельзя), но пока надежных подтверждений этому я не видел.

Чоры. Их я назвал слугами нукеров. Предположение это ни на чем не основано и его следует отвергнуть как бездоказательное. Тем более что чорами называли, как правило, рабов.

А вот теперь немного относительно нового.

Казанчи/казанджи. Вот тут можно точно говорить, что это реальное, используемое в Крыму название слуг при войске. Слово без проблем выводится из крымскотатарского, значение его — "те, кто у котлов/котельщики" — также соответствует роли слуг по источникам. Источник также восходит к словам крымских татар.

Чабаны. В "Pamiętniki o Wyprawie Chocimskiej Roku 1621", в диариуше Прокопа Збигневского, на стр. 55, можно узнать, что в одной вылазке лисовчики захватили 3 "татар-чабанов" и захватили также коней и немного волов. Вопрос — называли ли сами татары пастухов при своем войске чабанами? Похоже на то. Тем более что при войске нередко был и крупный рогатый скот.

Остается открытым вопрос — была ли градация между казанчи/казанджи? Был ли в одном коше, к примеру, повар и пара конюхов (на 5-7 воинов)? Или один и тот же слуга и готовил, и пас коней? Пока не знаю.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened