ametsheykhumer

Categories:

Символические числа, военные поселенцы на берегу Сиваша и прочее

Бродя по интернету, нашел в одной компилятивной статье следующее утверждение: "Кырк (круг) это еще и 40 воинов, которые едят из одного котла. Собственно, и слово черк-ас означает воин круга". Ок, выглядит подозрительно, но обратим внимание вот на что. Числительное "кырк" (сорок) имеет большое значение у тюркских народов. Пока (зарубка на будущее) — ссылка на форум о числе сорок. В частности вот — "По данным хакасского фольклора у каждого бега насчитывалось до 40 витязей (матыр). Они являлись знатным военным сословием с небольшим штатом улусных людей".

Ссылка ведет на: В.Я. Бутанаев, А.Абдыкалыков. Материалы по истории Хакасии XVII-нач. XVIII вв. - Абакан, 1995 - С.16

Или вот еще: ".В 1509 году Менгли-Керей предпринимает поход на Астрахань в надежде добить уничтоженного врага. Вот как он мотивирует причины своего похода в письме великому князю московскому Василию Ивановичу: "...от нагай от нашего недруга весть пришла, что Ямгурчеев сын Агыш мырза, да Ахмет-Ала мырза, да Ширяк-мырза в головах, да с ними сорок мурз содиначився с Абдыл-Киримом царем, да захотели нас воевати" Сборник Русского исторического общества. Т.95. СПб., 1895, стр 70. 

В статье В.В. Пенского о "ногайской бойне" 1548 года можно узнать: "оправдываясь за свою неудачу, Али-мирза позже писал Ивану IV о том, что бился с 10 000 всадников против 400 000 неприятелей («с сорокью темь людьми билися есмя, а с нами было людей одна тма»)".

То есть число "сорок" означало также "много" или же "всеми силами" (?).

Кырк-чоро — сорок соратников известного былинного киргизского героя Манаса. В Крыму было немало топонимов с числительным Кырк (самое известное — Кырк-Йер).

Возможно ли, что словом "кырк" называли и группу крымских воинов? 

В книге Д. Орловского "Chocim  1673" на стр. 48 мы читаем: "koszem liczącym dwadzieścia chorągwi po czterdziestu jeźdźców dowodzili bejowie". Ссылка ведет на: L. Kaltenbergh, Kopczyk zacny chwały zołnierskiej w dawnej legendzie, dokumencie, porzekadle, opowieści, przekazie, gadce i pamiętniku, Warszawa 1966, s. 182. К сожалению саму книгу найти в свободном доступе не смог.

Итак, крымское войско будто бы делилось на 20 отрядов по 40 человек в каждом. Но мы знаем, что численно основу войска составляло ополчение, которое вряд ли могло делится строго на отряды равной численности. Гипотеза моя такова: поляки взяли в плен татарина, спросили — сколько вас в коше? кто главный? Пленный — бей-имярек, а в коше нас 20 "кырков", что записали как сорок человек. Напомню такой пассаж из трактата Михалона Литвина (с. 41): "Не так давно в войске Ослам-султана красовался среди его вассалов отряд, состоявший из сорока родных братьев, это были крепкие люди, сыновья некоего Омельдеша, случайно родившиеся в один год, в течении одного месяца от его жен и наложниц". Учитывая тюркскую традицию называть отряды воинов/богатырей числом "сорок", осмелюсь предположить, что в действительности речь шла о группе братьев, составлявших отдельный отряд. Причем их было, например, 10-15, но называли они себя, по традиции, числом "сорок". 

Сообщают ли источники прямо о делении крымских отрядов на "кырки"?

Барон де Тотт писал о конной гвардии хана (капыкулу?): "Сорок эскадронов конницы, состоявшие каждый из сорока всадников, построившись в две колонны, причем в каждой было по четыре всадника в ряду, двинулись вперед с развевавшимися над ними пестрыми значками" (Мундт Т. Крым-Гирей, союзник Фридриха Великого. Пролог столкновений между Россией и Турцией // Известия Таврической учетной архивной комиссии. Том 43. – Симферополь, 1909. – с. 69). В отличие от ополчения, капыкулу составляли военное сословие, и от них действительно можно было бы ожидать хотя бы приблизительного соответствия традиции.

Возможно, в тех случаях, когда речь шла о "выборных" отрядах, то есть можно было отобрать для определенной задачи нужное число, могли выбирать 40. В 1758 году крымские татары "разьезды чинят по Днепру употребляя при том во всяком обезде члвк по сороку и более" (Джерела з історії Південної України. Том 7. Канцелярія Новосербського корпусу. — Запоріжжя, 2005. – с. 304). 

Однако мне возразят: что-то маловато аргументов. Так и есть. Возможно, что все это — блуждание не там, где нужно.

Хотя это жутко гипотетично, но идея моя такова: возможно, отряды между кошами (по штату — 7 человек, да-да, у наименьших подразделений крымского войска была штатная численность) и байраками (несколько сот, 1-2 тыс.) назывались кырками, что означало "группа удальцов", "дружина", Численность же такой группы могла быть рандомной — хоть 20, хоть 100 человек. Что позволяет понять, почему поляки или русские не "замечали" этого — отряды без установленной структуры, случайной численности, они называли просто "отряды", "хоругви", "загоны".

А теперь — о военных поселенцах. Вот еще непонятного материала из интернета за авторством каких-то краеведов: "В 17 веке берега Сиваша оказались беззащитны перед набегами калмыков. Экономический ущерб от них был огромный, поскольку калмыки  угоняли скот. Ширин-бей нанял около 1000 черкесов, расселил их в 50 деревнях вдоль всего Сиваша". А вот — о превращении части сейменов в военных поселенцев в начале 18 века: "Крымский хан разрешил вдовам козацким и семьям сейменов -греков-огневиков, служивших как в татарском, так и в козацком войске, селится на всех свободных землях Стрелки и Сиваша".

Все это взято непонятно откуда. Но информация о существовании военных поселений на Сиашском берегу — не выдумка. Русский посол в Крыму в 1692-1695 году писал о существовании под Арабатом 3 татских деревень. Таты — это жители южного Крыма, откуда они взялись там? Имхо это военные поселенцы. Те самые секбаны и их семьи, что описал еще Эвлия Челеби Известно, что ханы в XVIII веке расселяли военных поселенцев. Так, Арслан I Гирей (1748-1756) переселял в Арабат выведенных из-под власти калмыков ногайцев (Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII веке. – Одесса, 1889. - с. 76). О том, что эти поселяне не жили постоянно в крепости, а ее окрестностях, писал служивший в турецкой армии в Крыму в начале русско-турецкой войны 1768-1774 годов Мухаммед Неджати-эфенди: "Солдаты в этих крепостях большею частью татары, но они в крепости не живут" (Записки Мухаммеда Неджати-эфенди, турецкого пленного в России в 1771-1775 гг. // Русская старина. – 1894. - № 4. – с. 187).

Ввиду этого информация неизвестного происхождения о расселении вдоль Сиваша сейменов и черкесов не кажется такой уж невероятной, найти бы ее истоки..

P.S. На будущее, чтобы не забыть. В самом начале "Универсального описания Крыма" Кондараки (1875) в разделе "Средства переездов" можно узнать вот что: "В каждом селении имеется десятник которого татаре именуют он-баши. Чрез этих он-баши может пользоваться каждый путешественник всеми сведениеми, необходимыми для него, так как эти люди избираются обществом, из числа самых росторопных и способных для услуг". Хотя тут он-баши — это не военный чин, а что-то вроде сельского администратора (а-ля а десятичное административное деление Золотой Орды).

Надо как-то найти время и хорошенько пройтись и по тюркскому фольклору и по Кондараки. Надеюсь, ждут немалые открытия.

И да, все это писалось в не вполне бодром состоянии, как будет голова свежей, еще раз перечитаю и переосмыслю. Буду благодарен за любые зацепки и помощь. 

Чем больше занимаешься военным делом ханства, тем страшнее становится от осознания, что реальный облик военный машины ханства настолько плохо  известен. Сколько уже времени ищу материал по военному делу ханства , а все еще, по сути, копаюсь на вершине айсберга. Но что поделать, должен же кто-то этим заниматься.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened