ametsheykhumer

Categories:

Таты-мореходы

В 14-й Посольской книге по связам Москвы и Крыма за 1571-1577 гг. есть такой эпизод: "Приехал де от турского в Крым чеуш Маамет, збирает де с турского сел на турский подъем с ызбы по золотому, да он же де выбирает из тать гребцов на каторги" (Посольская книга по связям Московского государства с Крымом 1571–1577 гг. – М.: Издательский дом Марджани, 2016. - с. 64). В 1588 году некий Сенчюра Баикешев рассказывал русскому послу в Крыму Ивану Судакову (с. 69): "а в Асторохань турской сево лета рати своей не посылает, которые котарги таты делали и к Астороханскому походу и на тех на катыгах велено мне итти во Царьгород, а которым людем дано жалованье для Асторохансково походу и тех людей поворотили в Кизылбаши". 

Итак, население ЮБК (составленное преимущественно из греков и армян, именуемые татами) строили для Турции военные корабли, служило на них же гребцами. Если еще вспомнить, что из татов же набирали пеших стрелков для ханских и султанских походов, "процентное" участие местных крымских христиан (и их исламизированных потомков) в войнах Крымского ханства и Османской империи не такое уж и малое. Тем более что паша Кефе вел свои войска (составленные частью из местного населения) в далекие походы по требованию султана и уроженцы южного Крыма сражались в составе османской армии и в Персии, и на венгерских равнинах.

P.S. На ЮБК местные жители занимались стр-вом судов еще в начале XIX в. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened