ametsheykhumer

"Татарский маскарад"? Хмельччина

Натыкаясь в источниках/историографии на один прелюбопытный феномен, решил дать ему название. Пусть будет "татарский маскарад", опять же, если будут предложены варианты получше, заменю. О чем собственно речь? Крымскотатарская конница высоко ценилась как военная сила. Настолько, что в войнах середины XVII века источники отмечают занятные вещи: воины восточноевропейских армий переодеваются в татар, чтобы устрашать друг друга присутствием татарских воинов. О причинах, по которым татары производили такое впечатление на современников, будет сказано отдельно. В этом посте речь пойдет конкретно о данной практике украинских казаков во время Хмельччины. В следующем будет про польский опыт времен Потопа (когда поляки косплеили татар, дабы напугать шведов).

Одним из крупнейших поражений польской армии в боях с казацко-татарскими войсками стала битва под Пилявцами (1648), особенно известная благодаря бесславному бегству поляков. А причиной этого бегства стало прибытие татарских союзников Хмельницкого. Казацкий гетман не наступал через отделявшую обе армии реку Икву, пока не прибыл отряд буджацких татар. Это привело к моральному подъему среди казаков [1]. Так как татарские союзники производили деморализующее воздействие на поляков, но при этом их реальная численность была небольшой (по словам украинского гетмана - 3 тыс.), то «Хмельницкий для устрашения поляков одел многих казаков по-татарски в бурнусы и вывернутые кожухи. Этим он обманул поляков и, наполнив их сердца страхом, вынудил этих богатырей над бокалами токайского вина бежать сломя голову»[2]. Ерлич сообщал, что «Пан Замойский со своими людьми, а другой воевода Киевский, начали сейчас же, увидев, что при казаках находятся татары, бежать, потеряв стыд»[3]. 

В некоторых других битвах Хмельчичины казаки если и не переодевались в татар, то, во всяком случае, пытались создать иллюзию их присутствия на поле боя. В битве под Лоевым (1649) казаки, наступая на боевые порядки литовской армии, кричали «Алла!», подражая боевому кличу крымских татар [4]. Под Монастырищем (1653) Иван Богун ударил в тылу осаждавшим Монастырище полякам, приказав своим воинам атаковать, «подняв крик на татарский лад», что деморализовало поляков и привело к их отступлению[5].

В целом опыт "татарского маскарада" был успешен. Уже вскоре после заключения союза между Крымским ханством и Речью Посполитой и начала шведского вторжения в Польшу переодевание в татары практиковали сами поляки.


[1]  Michałowski J. Księga pamiętnicza. - Kraków, 1864. — с. 210. Русский перевод приукрашивает моральное значение прибытия татар в прямо-таки пафоснейшей манере:  «Тогда-то во вторник к заходу солнца пришли татары. Когда Хмельницкий их увидел, он приказал ударить из своих пушек на радостях. И наши ужасно перепугались, когда в лагере раздался грохот пушек и страшные возгласы: «татары». Тогда казачество ударилось в гордость, в спесь и множество черни воспрянуло духом». См. Документы об освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. – К.: Наукова думка, 1954. - с. 139, хотя польский оригинал не столь ярко живописует моральный фактор прихода татар.

[2]  Збірник козацьких літописів. Густиньский літопис. Літопис Самійла Величка. Літопис Грабянки. – К.: Дніпро, 2006. — с. 250

[3]  Jerlicz J. Latopisiec albo Kroniczka Joachima Jerlicza. Tom 1. - Warszawa, 1853. - с. 70

[4]   Джерела з історії Національно-визвольної війни українського народу 1648 – 1658 рр. Том 1 (1648 - 1649 рр.). - Київ, 2012. — c. 558

[5] Грушевський М.С. Історія України-Руси. Том IX. Книга 1. — К.: Наукова думка, 1991. — с. 495


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened