ametsheykhumer

Categories:

Исчезнувшие ясыри?

Ряд украинских историков высказывал мысли, что массы ясырей, угоняемые в Крым, привели к тому, что крымские татары и украинцы (как наиболее многочисленные ясыри) стали "родичами". Агатангел Крымский писал: "Не только специалисту-антропологу, но и первому встречному туристу иногда сразу бывает видно огромную схожесть антропологического типа многих нынешних татар-крымчаков и украинцев" (Кримський А. Сторiнки з iсторiї Крима та кримських татар // Студiї з Криму. I-IX. Київ, 1930. С. 17) . По мнению Я. Дашкевича "Ясырь из Украины обусловил значительное увеличение процента украинского населения в Крыму, а через насильственные смешанные браки – антропологическую (но не этническую) украинизацию его татарского и турецкого населения" (Дашкевич Я. Ясир з України (XV — перша половина XVII ст.) як історико-демографічна проблема // Український археографічний щорічник. Вип. ІІ. 1993. С. 45). Эту же мысль сегодня активно продвигает А. Галенко. Мне и самому так казалось раньше. Но потом призадумался. Если бы ясыри существенно повлияли на крымских татар, мы видели бы "славянизированных" крымцев как в степи, так и на ЮБК. Однако степной субэтнос крымских татар — ногаи —  несмотря на века набегов, сохранили вполне себе монголоидную внешность. Европеоидами являются таты и ялыбои, но это и понятно — это "татаризированные" греко-армяно-турко-готы. В тех краях люди еще до создания ханства и начала масштабных набегов имели такую внешность. Видимо, именно их приняли за "схожих" с украинцами крымских татар. 

А вот результаты исследования генетики крымских татар

"Степной субэтнос крымских татар генетически приближен к народам Евразийской степи и Приуралья.

Генофонд горных и южнобережных крымских татар и обеих групп крымских греков сходен с популяциями Восточного Средиземноморья (в особенности, греков и турков).

Не обнаружено сходство генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Результаты геномных исследований указывают на сохранение в генофонде Крыма как первоначального «средиземноморского» компонента на протяжении более 2,5 тысяч лет, так и более позднего — «евразийского степного» компонента — в северных степных районах Крыма".

О различии крымских татар в зависимости от места проживания - см. работу Носова "К антропологии крымских татар" (1929) (первый раз не вполне точно передал суть изложенного у Носова - он и пишет о монголоидности — хотя и не прямо —  степных татар, но сам до них не добрался, ограничившись преимущественно горными и южнобережными). К сожалению, Носов так и не успел создать исследование по всему Крыму - лишь по части восточных и юго-восточных районов, почти не затронув степную часть полуострова. 

Внезапно, но выясняется, что сотни тысяч славянских ясырей никак не отразились на внешности крымских татар. Одни из них — больше похожи на казахов, другие — на греков или турок, но не на украинцев или русских. В чем же причина? Ведь ясырей было много. Из 353 дел в недавно опубликованных "Кадиаскерских книгах" 59 так или или иначе связаны с рабами (вопросы купли, розыска, освобождения из рабства, дарения, т.д.). Почти каждое шестое дело! Уже из этого видна их многочисленность. Ясыри действительно ассимилировались среди крымских татар, это известно даже из русского и украинского фольклора (у Величко был известный эпизод, связанный с массовым убийством запорожцами невольников, не захотевших возвращаться из Крыма в Украину в 1675 году — мол, нечего вам там размножаться на наши молодецкие головы). Известны и реальные биографии таких ясырей. Например, Фомы Кречнева (см. тут, со стр. 68). 

Даже после 1783 года среди крымских татар продолжали жить "татаризированные" потомки вольноотпущенников (чоры). "Одетый совершенно по-татарски, говорящий на чистейшем татарском наречии, по вере – благочестивый мусульманин, старик лицом своим совершенно определено обнаруживал нетатарское свое происхождение. Передо мной стоял в татарском обличье рязанский, если хотите, мужичок. Оказалось, что это действительно был чора, как назывались в Крыму в ханские времена невольники и как поныне зовутся в степи их потомки, сохранившие особый физический тип (в данном случае – русский) и особое социальное положение". Это — 1916 год (Самойлович А.Н. Пережиток рабства у степных татар // Крымские татары. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. Симферополь: Доля, 2005. С. 418).

Однако этнограф Самойлович удивился "рязанскому мужичку" и никогда раньше с таким не сталкивался и не слыхал про такое. В начале 19 века вольноотпущенников-ясырей было совсем немного. В Перекопском уезде в 1805 году на 24 105 крымских татар приходилось всего 594 ясыря, а в Симферопольском уезде в 1806 году было переписано 35 379 крымских татар и 719 ясырей (См. Лашков Ф.Ф. Сборник документов по истории крымско-татарского землевладения (окончание) // Известия Таврической учетной архивной комиссии. Том 26. Симферополь, 1897. С. 121, 154). Предложу такое объяснение. Громадные массы ясырей, прошедших через Крым, не повлияли заметно на крымских татар, так как основная их масса выкупалась, умирала в рабстве или перепродавалась в Турцию. Кто-то становился вольноотпущенниками и жил обособленно (Самойлович отмечал, что с чорами крымские татары избегают брачных связей). Лишь незначительная часть действительно растворилась среди крымских татар. Но сам я ни в генетике, ни в антропологии не разбираюсь — быть может, вовсе не обязательно влияние масс невольников должно было заметно отразиться на генах и внешности крымцев?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened