ametsheykhumer

Как татары и турки своих невольников освобождали

Известно, что казаки во время своих набегов освобождали невольников-христиан. Также и татары во время своих набегов освобождали невольников-мусульман. Требование вернуть пленных мусульман регулярно включалось в мирные предложения и ультиматумы, апогей был достигнут, пожалуй, во время Хмельниччины — обе стороны обязались вернуть друг другу всех невольников (причем Хмель разрешил ханскому представителю ездить по Украине и освобождать всех татар, хотя крымская сторона такой щедрой не была). Насколько важным  на государственном уровне было для хана освобождение своих, писал и Броневский.

Мехмед Сенаи о вторжении крымских татар в Речь Посполитую (в союзе с Хмельницким) в 1648 году: «со стороны большого города и сильной крепости Бар пришел переводчик с одним пленным мусульманином и сообщил, что отпущены на свободу двадцать мусульман, находившихся в плену у жены гяура Потосского, бывшего гетмана области Бар, а ныне пребывающего в плену в хумаюновых руках, и что эта жена также отослала Потосскому «для расходов» серебра и золота и разукрашенные кареты, а сахибкирану времени-различные подарки и подношения.

В четверг было приказано оставаться на том же привале, и тогда с помощью всевышнего прибыли двадцать семь вышеупомянутых пленников, и кроме того, нашли спасение еще много мусульман, остававшихся в плену в руках гяура уже по сорок и по пятьдесят лет таким образом, благодаря беспорочному клинку сахибкирана освобожденных было бесчисленное множество. Были прочитаны молитвы и вознесено благодарение, шедшие из глубины сердец — и нет сомнения в том, что с помощью всевышнего стрелы их молитвословий попали в предполагаемую мишень» (см. тут, стр. 31-32).

Является ли история о состарившихся в польском плену татарах преувеличением? Нет, такое действительно имело место.

Казаки и татары под Бродами, октябрь 1648 года:

«Козаки і Татари прибули до Бродів 3 або 4 жовтня. Ославлені »розбишаки« увійшли в місто і крім деякої шкоди в полишених рухо­мостях не заподіяли жадного лиха, лише післали до замку лист від Хмельницького з домаганєм видачі тих Татар, що їх перед літами брав був в полон батько хорунжого коронного Станислав Конецьпольський, в. гетьман коронний, та заставляв до робіт коло' замку — числом 80. За сповнене сього домаганя обіцяно, що місто й замок полишать ся у спокою. Замкові сповнили се жадане очевидно дуже радо, тим більше, що згадані татарські невільники представляли з себе вже невелику ро­бітну вартість — вони постарілись і знемоїціли з праці та нужди: хо­рунжий — як говорено — сам хотїв уже позбути ся їх. Та для союз­ників Хмельницького визволене сих татарських невільників мало велику моральну стійність. Без сумніву задля них саме, а не задля Конецьпольського ані ради пімсти на його майні підходили козаки під Броди. Через замковий мур спущено невільників, а у слід за тим козацтво рушило в дальшу дорогу, не давши4 ні одного стрілу до замку і поли­шивши місто ненарушене».

(Жерела до історії України-Руси. Том 6. Львів, 1913. Стр. 11-12)

О битве на Ольшанице (1527): «Відбито й 40 тисяч «голів» своїх, причому до цієї цифри входили як голови худоби, так і людей, плюс ще частина з останніх були звільнені татарами одноплемінники» — то есть участники набега шли назад не только с ясырем и добычей, но «соплеменниками». См. тут, стр. 20.

В 1659 году, во время вторжения крымского войска в Молдавию, по словам Эвлии Челеби, было освобождено более двухсот пленников-мусульман. См. тут, стр. 168.

Описывает освобождение захваченных прямо во время казацких набегов мусульман османский летописец Мустафа Наима (но освобождали турки). На стр. 133-134 украинского перевода узнаем, что после боя у ост-ва Тендра Пияле Кетхуда разбил запорожскую флотилию и освободил мусульманских женщин и детей, отправив их на Родину. А на стр. 139 нам сообщают, что после оставления донцами Азова и османского контрнаступления (1642) туркам удалось освободить 5 тыс. невольников.

При описании казацких набегов постоянно пишут про освобождение ими невольников. Это так. Но разве слезы радости поседевших в плену татар, вышедших из Бродов навстречу своим освободителям (наверняка тоже прочувствовавшихся) не заслуживают упоминания в тех же учебниках по истории?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened