ametsheykhumer

Categories:

Чистосердечное признание или нет?

Встречал удивительную точку зрения — оказывается, крымские татары жили набегами, ибо сами признавались в этом! Действительно, «признания» такие существуют, но давайте присмотримся к ним поближе. Открываем хронику Мустафы Наимы и читаем следующую историю (украинский перевод 2016 года, стр. 149-150):

В 1648 году в Бахчисарай прибыли два посланца от османского султана. Они поинтересовались — почему это крымские татары в союзе с казаками начали боевые действия против поляков? Ведь Османская империя заключила с ними мир!  

Можно было использовать оправдание: 1) субъективное; 2) объективное.

Крымцы начали с первого. Ислам Гирей начал разъяснять: неверные наступают, постоянно учиняют нападения, следовательно, нужна была превентивная война. Не то могли и Буджак потерять. А так отберем у Речи Посполитой русинские земли и султан будет назначать туда своего правителя, как он делает это в Молдавии. 

Один из двух посланцев султана, некий безымянный капыджи баши возмутился: то есть вы знали о запрете нападать на Польшу и все равно напали!

Субъективное оправдание не прокатило. Пришлось перейти ко объективному. 

Один из татарских мирз сказал: у нас тут более 100 тыс. татар, которые не занимаются ни земледелием, ни торговлей, если они не будут ходить в набеги, что же им тогда есть? 

На это капыджи баши, видимо, ответить было нечего и султанские посланцы удалились. 

Что же, деваться, по большему счету, было действительно некуда. Или вы заявляете, что напали по собственному желанию вопреки воле падишаха, то есть поступили крайне нехорошо. Или вы разводите руками, а потом говорите: мы, конечно, напали на страну, на которую мы запретили нам нападать, но это не из-за злой воле, а по необходимости — умирать от голода нам не хочется. Вот вроде и вопреки поступили и вроде неслучайно как-то вышло, непреднамеренно. Вышел за хлебом в магазин, а через минуту уже сжигаешь какой-нибудь город. Попытка нормального политического объяснения мотивов не удалась, пришлось прибегнуть к «басне о желудке».

Потому-то, когда крымские татары нарушали очередной султанский приказ и нападали не на те страны, они сваливали вину на урчание в животе. «Не мы такие — жизнь такая». Задним числом эти явно неубедительные оправдания объявили «циничным признанием самих татар, что жить без набегов они не могут». Этим даже Галенко занимается, хотя он не может не понимать, что это чепуха. 

Но действительно ли крымцы «не сеяли и не пахали»? Напомню цитату из «Книги Большому чертежу», написанной за два десятилетия до слов татарского мирзы о «непашущих татарах»: «у татар во всех деревнях пашни пашут, да сеют пшеницу, да ячмень, да полбу»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened