ametsheykhumer

Category:

Выдуманный "Молодинский триумф": несостоявшийся моральный перелом

Расхожие представления о Молодинской битве включают в себя побиение бессчетных орд басурман кучкой русских воинов. Но вот странное дело: столь выдающаяся победа, столь впечатляющий погром, столь грандиозный успех никак не сказался на военном престиже и не привел ни к какому моральному перелому. Вот примеры.

В 1574 году Иван Грозный писал князю Василию Грязному, попавшему в 1573 году в крымский плен: «ты думал, что в окольные места приехал с собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и приторочили. Или ты думал, что и в Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем? Крымцы так не спят, как вы, да вас, неженок, умеют ловить; они не говорят, дойдя до чужой земли: "Пора домой!" Если бы крымцы были такими бабами, как вы, то им бы и за рекой не бывать, не только что в Москве».

Весьма характерно, что подобное заявление напоминает слова из грамоты Девлета Гирея, отправленной ханом после отступления от Молодей: «И со страхов дети боярские и пригодные люди твои всяк о своей голове колодези де копали: толко б из города вышли, - наша б рать, против став, бились. Хотя б и в городе твоя рать стояла, обороняв свои головы, хотели наши с ними делати».

Итак, оба монарха — крымский и русский, буквально сразу после битвы, когда моральное впечатление должно быть еще довольно сильным, все же пишут о крымском военном превосходстве. Конечно тут можно найти побудительные мотивы — Девлет Гирей хотел оправдаться после поражения, Иван Грозный — потроллить пленника. Давайте дадим слово третьей стороне. В одном польском политическом сочинении (1573) времен первого бескоролевья можно прочесть рассуждения о том, что военная мощь русского царя весьма посредственна, ибо его «легкий неприятель, татарин, наголову поразил». Эти слова были написаны как после реального сожжения Москвы в 1571 году, так и после мифического «разгрома» Девлета Гирея при Молодях. Да и флетчеровское «татары превосходят русских в бою» — это тоже постмолодинские слова (хотя со времен битвы и прошло почти два десятилетия). Очевидно, что на современников реальное сожжение произвело куда большее впечатление. 

Почему же величайшая битва в истории Галактики не имела моральных последствий? После битвы при Куртре (1302) один горожанин с готендагом был готов выйти драться против двух рыцарей — таков был моральный подъем после разгрома противника. После Молодей такого не было. Ибо не было и разгрома.

Моральный перелом в русско-крымском противостоянии таки имел место. Оный перелом случился после битвы в Черной долине (1736), когда русские, по словам Манштейна, стали презирать татар, а татары — уважать русских. Но перелома не было XVII, или тем более в XVI веках.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened