ametsheykhumer

Categories:

Добровольный уход в ясырь

В посте о Галенко я упомянул такое явление, как добровольный ясырь. То есть когда люди сами уходят к татарам. Хотя такое, конечно, случалось очень редко. И в источниках есть упоминания об этом.

— Во время Хмельниччины «немало украинцев убегало в неволю к татарам, лишь бы избежать встречи со своими, ибо так избегали смерти» (Шевчук В. Муза роксоланська. Українська література XVI-XVIII століть. У двох книгах. Книга 1: Ренесанс. Раннє бароко. К.: Либідь, 2004. С. 343).

— Другой пример времен Хмельниччины (но тут скорее не добровольность, а выбор меньшего из зол, так-то есть случаи, когда и поляки предпочитали сдаваться татарам, не ожидая от казаков ничего хорошего): «когда услышали в св. общине Погребище, св. общине Животов, св. общине Божувка и св. общине Тетиев и в их прикагалках, что сделали в Заднепровье православные с нашими братьями, когда к ним подошли с одной стороны татары, а с другой православные, — они рассудили так: «Если мы будем ждать, пока придут православные в город, они нас уничтожат или заставят — от чего да хранит бог — изменить вере. Лучше будет, если мы пойдем в стан татар и отдадимся в плен; мы знаем, что наши братья, сыны Израиля, в Константинополе и других общинах Турции очень милосердны, и они нас выкупят за деньги». Они так поступили, и четыре упомянутых общины — мужчины, женщины, дети, всего около трех тысяч душ — пошли к татарам. Среди них был кантор по имени р. Гирш из Животова; когда они подошли к татарам, он стал петь громким голосом заупокойную молитву по убиенным нашим братьям из дома Израилева, и весь народ разразился великим плачем« (см. тут, стр. 95). 

— В 1675 году среди правобережного населения, измученного войной и голодом, «иные многие сами добровольно в орду» хотели уйти (Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Том 12. СПб, 1882. С. 45). Это объяснялось ужасающей разрухой и голодом на Правобережье.

В какой-то степени к примерам подобного рода можно отнести и добровольный выбор девушками татар и уход с ним в Крым (во всяком случае, об этом поется в одной из самых известных украинских песен о набегах — «О Богданке»). Маленький спойлер на будущее: в русском/украинском фольклоре татары не только кровожадные чудовища, но и галантные ухажеры, дарящие невольницам подарки (в одной песне у казака отняли коня и на этом коне невольница Марьянка каталась рядом с татарами). И про счастливую семейную жизнь с новым мужем в Крыму песни тоже есть (собственно, самая популярная русская песня о набегах — именно об этом). Однако по понятным причинам идеологического характера про подобные вещи пишут редко.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened