ametsheykhumer

Categories:

Иногда консерватизм - это хорошо

Как я уже писал, некоторые изображения крымских татар художниками конца XVIII — XIX веков показывают картину сходную с данными письменных источников ханского времени. И вот еще, на тему внешности.

Из книги Рославцева Л.И. Одежда крымских татар конца XVIII – начала XX в. Историко-этнографическое исследование.

О зимней мужской одежде:

«Зимняя одежда различалась у разных слоев населения.

1. Еще в 1625 г. Ж. де Люк писал о принятой у перекопских татар бурке, называвшейся "капуджи", или "табунчи", и служившей во время переходов шатром или палаткой (Люк, 1879, 480). В 1860-е годы Н.Ф. Дубровин писал о тонких плащах типа бурки, носившихся ногайцами (Дубровин, 1871, 87). [26]

2. Нагольную шубу "тон", крытую чаще сукном или бархатом, до середины XIX в. носили представители состоятельных кругов (Дубровин, 1871, 267). Затем она вышла из употребления.

3. Бедняки носили меховой полушубок "хсха-ени-курт", грубо сшитый, без соблюдения определенных традиций кроя, иногда застегивавшийся на пуговицы посредством воздушных петель (РЭМ, № 2609а).

4. В мороз в дорогу брали шитый мехом внутрь бараний тулуп "узун" длиной до пят (Бонч-Осмоловский, 1925, 61).

5. В дождь набрасывали суконный дождевик "джаб-ширлук" 3 3 , шившийся из узких полос домотканого сукна и имевший вид шинели с небольшим капюшоном. Его длинные и широкие рукава закрывали кисти рук (Фиельструп, 1923)».

Описания верхней зимней одежды крымских татар и в XIX — начале XX вв. сходно с описанием внешнего вида татарских воинов XVI-XVIII вв. Ввиду этого, думается, этнографические исследования одежды могут быть использованы для реконструкции облика ханских воинов (с поправкой на то, что мода, конечно, постоянно менялась).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened