ametsheykhumer

Categories:

Живут ли среди современных крымских татар потомки сейменов?

...Такой вопрос задал я себе, обнаружив среди современных крымских татар людей с фамилией Одабаши. А, как известно, один из чинов в сейменском корпусе (регулярная пехота крымских ханов в XVII-XVIII веков) так и назывался. Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби писал, что в гарнизоне Перекопа (на 1665 год) секбанами (т.е. сейменами) командуют одабаши азапов. Русский посол в Крыму Айтемиров (1692-1695) сообщал, что по штату в один болюк (роту?) сейменов входят 1 болюкбаши, 1 одабаши, 1 чавуш, 1 знаменосец-байрактар и 46 рядовых.

Узнав, что и сейчас в Крыму живут люди с такой фамилией, решил написать им и спросить, откуда их предки? Думал, что это будут «южане» (таты и ялыбои), ведь, как принято считать, секбаны происходили с юга (Эвлия Челеби их вообще греками называл). К тому же в ханстве к человеку, занимавшемуся определенным делом, обращались по прозвищу, связанному с этой деятельностью (так и в царское время было, да и сейчас встречается). То есть, к примеру, Мустафа Болюкбаши, Арслан Одабаши, т.д. Спрошенные люди в массе своей живо откликнулись и действительно оказались «южанами», но немного не такими, какими я ожидал...

Во-первых, современные крымцы-Одабаши — это сплошь ялыбои (т.е. южнобережный субэтнос). Впрочем, ничего удивительного тут нет: именно у ялыбоев (как мне рассказывали) было нормой профессиональные прозвища (у степняков-ногаев человека просто называли *имя* *имя отца-оглу*). Интересно другое — многие Одабаши до депортации жили в Ускуте. Ускуты вообще отличались от остальных крымских татар, некоторые из них даже четвертым субэтносом себя считают. Другие жили тоже на ЮБК. 

Во-вторых, как сообщил мне один носитель этой фамилии, одабаши — это... главный пастух. Их предки были пастухами, пасшие скот на яйлах. Кстати, внук известного крымскотатарского писателя и педагога начала XX века Абибуллы Одабаша Чора-Батыр Одабаш вспоминал, что их предки тоже «животноводы, пасли скот на яйле (горном пастбище), на южном берегу Крыма, над Ялтой и Алуштой. Абдурашид эфенди (дедушка рассказчика) с семьей переселился на склон горы по направлению к Алуште, в село Корбек. У него были плантации винограда и табака. Главным в хозяйстве был Джафер (старший сын), он руководил всеми работами».

То есть современные крымские татары с этой фамилией — это предки пастухов-южнобережцев. Версия с происхождением от ханских офицеров, конечно, была очень интересной, но увы.

И все же, живут ли среди современных крымцев потомки сейменов? Думаю да, и возможно даже, они есть и среди носителей фамилии Одабаши. Только за давностью лет точнее сказать вряд ли можно. Ведь фамилий в ханстве не было, даже в царское время не было, только в СССР появились, когда людям давали фамилии по имени отца (например, фамилия моего деда — Лукманов, потому что его звали Лукманом).

И вдогонку к посту.

Обращение с самим крымским татарам с просьбой рассказать что-нибудь о предках не такое уж и безнадежное дело для исследования военного дела ханства, как может показаться. Например, музыкант Шевкет Зморка рассказывал о происхождении своего рода: «По приглашению хана из Бессарабии в Судак прибыли два брата с фамилией Зморка. Они были мастерами по изготовлению карет, повозок, сооружению по перевозке тяжелого стрелкового оружия (пушки, катапульты). К сожалению, не сохранилось более подробной информации о том, какой национальности были братья, их имена, из какого именно города они прибыли в Крым. С тех пор род Зморка локализовался в основном в с. Арпат (Зеленогорское) Алуштинского региона и последующие потомки были именно из Арпата вплоть до поколения моего рахметли хартбаба (т.е. дедушки)». Приглашение заграничных специалистов в ханство — вполне реальная вещь и история Зморки ничего невероятного собой не представляет. 

Народная память — это почти не используемый исследователями ханского войска ресурс. Хотя, как видим, интересные детали обнаружить можно. Например, в одной крымскотатарской песне, восходящей ко временам КХ, упоминается, что после прохождения орских врат «считали джигитов», после чего Гази бей «путь прокладывал в темноте» — а ведь учет войск перед началом похода это вполне реальная вещь и известна по другим источникам.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened