ametsheykhumer

Categories:

Что в лоб, что по лбу

Маэстро опять несет ерунду

На этот раз он докопался до свежей рецензии О. Рустемова на недавно вышедшую книгу Н. Круликовской-Едлиньской. Рустемов — это тот самый специалист, написавший ряд работ о ханстве, его судебном системе и языке на основании кадийских сиджилей. Самая крупная — это «Кадиаскерские книги Крымского ханства», в котором представлены более чем 300 судебных дел за 1608-1613 годы. Но это еще не все — автор ведет работу над изданием всего первого тома (более 1000 дел) в формате бюджетного издания (возможно, выйдет в течении этого года). Серьезный вклад в изучение ханства, не так ли?

Нечитайлову показалось смешной фраза (по-моему, вполне нормальная): «Угрозы с севера и зависимость от Турции не помешали создать совершенно уникальную цивилизацию с запахом степей и модой больших городов. Это был действительно пёстрый, своеобразный мир, сочетавший в себе тюркское и европейское начало. Нам остается лишь сожалеть, что он безвозвратно утерян». 

Его мнение: «Кому-то можно и пожалеть, а весь нормальный мир только с облегчением вздохнул, когда это очень "уникальное" очередное государство дикарей перестало быть вечной угрозой всем своим соседям :) Интересно, а эти нынешние фанаты татаровей вообще в степи сами кочевали? Чтоб нюхнуть "запаха степи", а точнее - ароматов большого лагеря! :) Ну, пока не доберутся до "больших городов", которые, вот незадача, к самим татарам отношения не имели :))) Или подразумевалось - мода на то, чтобы дойти до больших городов и там пограбить вволю? :)))».

1. Что в понимании Нечитайлова «весь нормальный мир»? Одна Россия что ли? Швеция по случаю войны с Россией в 1741-1743 годах пыталась заключить союз с ханством, в годы Семилетней войны идею антироссийского союза продвигал Фридрих Великий, который вряд ли счел бы плохим набег на своих врагов (он скорее считал плохим, что набег так и не состоялся). Франция, имевшая немалые торговые интересы в Причерноморье, не была заинтересовала в крушении крымскотатарского государства (французской консул де Тотт так и вовсе сопровождал крымское войско в известном набеге на Новосербию). Словом, КХ — это обычное государство, с которым договаривались, пытались дружить с кем-то против кого-то и т.д. Реакцию Европы на поглощение Крыма Россией вряд ли можно назвать «выдохом с облегчением». Многие другие страны и народы про КХ и знать не знали (яванцы какие-нибудь, например). Да и реальной угрозой ханство перестало быть еще в начале 1770-х, к 1783 году оно уже никому никакой угрозы не представляло.

2. Про «запахи лагеря» даже говорить неудобно. Любые лагеря плохо пахнут. Что лагеря европейских армий, что азиатских. Что представляли собой города Европы (тот же Берлин до своего первого короля), известно. Словом, до современных представлений о гигиене было далеко что жителям Крымского ханства, что какой-то нибудь европейской страны.

3. Высказывание про города особенно дикое. Может Нечитайлов и не знает, но урбанизация в Крыму XV-XVIII веков имела серьезные масштабы. По «Камеральному описанию Крыма» из около 18 тысяч крымскотатарских дворов 3 тысячи — это двора городские (см. тут, стр. 26, 43). Каждый шестой (можете сами сравнить это с данными по той же России). Пусть данные «Описания» неполные и в селах могло жить и больше, с другой стороны, по «Камеральному описанию» городами признаны только центры каймаканств в числе 6 штук (тот же Старый Крым в нем назван селом в 300 татарских дворов, хотя в КХ он считался городом, а Перекоп с 217 дворами — город). Процент крымских татар, живущих в городах был вряд ли ниже, чем в других странах в Восточной Европе.  По крымскотатарской урбанистике историки работы печатают (см, например, тут или тут), и даже целые диссертации пишут. Карасубазар или Эски Кырым (Старый Крым) восходят еще к ордынской эпохе, Бахчисарай и Гезлев строили при ханство и населены они были в первую очередь крымскими татарами. Как же можно говорить, что все это не имело отношения к ним? В СССР и то не отрицали наличие городской культуры в ханство и в идеологизированной работе Якобсона «Крым в Средние века» даже написано про развитую цеховую организацию в крымских городах (хотя, конечно, про это и так хватает информации). Вопреки расхожим штампам о том, что ремеслами и торговлей в ханство занимались только христиане и караимы, среди ремесленников и торговцев было немало крымских татар. На 1816 год из 3372 крымских татар-мещан в Бахчисарае 11% (375) были ремесленниками, в Карасубзарае — 308 ремесленников-крымцев из 1541 (20%), см. тут.

Да, в «заперекопской» части ханства, у разных ногайских орд урбанизация практически отсутствовала (представлена в основном ставками губернаторов вроде Копыла или Болы-Сарая). Но ведь контраст между ногайцами и крымцами и показывает, как далеко ушло развитие крымской культуры по сравнению с традиционной культурой степной.

В комментариях пишут: «Правда, расти есть куда: итерации с гордым крымскотатарским народом, защитившим Европу от москальской угрозы пока еще не было». Пафос «героической борьбы славянских народов с татарской угрозой» такую иронию, конечно, не вызовет. Это-то само собой разумеющиеся дело. Вот когда крымские школьники в крымских школах на уроках «истории Отечества» узнает, как их далекое и непонятное «Отечество» героически воевало с «дикими крымскими ордами» (это я сейчас реальные вещи описываю, а не приход наркомана) — это нормально и часть нашей жизни. Покажешь эту же историю в зеркальном отображении — сыпятся шуточки.

P.S. Еще Алан Фишер в своей работе «The Ottoman Crimea in the Sixteenth Century» (1981) критиковал тот взгляд на историю крымских татар, который, как мы к сожалению видим, процветает и сегодня:

«In the last century a great deal has been written about the Crimea, the
Crimean Khanate, and the Tatars who lived there. Especially since their
deportation in 1944 and the subsequent assignment ofthe Crimean penin
sula to the Ukrainian SSR, the number of publications related to the
Crimea and the Tatars has increased.’ Quantity in this case, however, has
not brought about improved quality, and our knowledge about the
Crimea has not markedly gained.
For Soviet writers and some Western scholars the Tatar population
of the Crimea has been eliminated in all but a very negative sense. Until
the Crimea’s annexation, they tell us, the peninsula harbored only ban
dits, slave traders, and northern Ottoman Turkish outposts against the
Slavic states on its borders. After the beginning ofthe nineteenth century,
the "rightful" owners of Crimean lands regained control. Eventually, in
1944, the last of the "bandits" were removed».

Наверно и Фишер был «фанатом дикарей»?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened