ametsheykhumer

Category:

Управление войсками III. Музыка

Для управления крымскими войсками использовались самые разные музыкальные инструменты: большие (кос) и малые (наккаре) барабаны, свирели, рога, т.д. 

Подобно бунчукам и знаменам, ударные музыкальные инструменты также являлись символом власти. Игра ханского оркестра - мехтера (комплектуемого из цыган), возглавляемого мехтер-баши,  служила сигналом для действий всей армии. Существовали различные мелодии и композиции, используемые в зависимости от ситуации. Мелодия «гочь борусу» игралась при выступлении в поход. В хронике Реммаля Ходжи есть такой эпизод: "Утром при удары в барабаны звук бору, словно Исрафилова труба, оповещал об отправлении в поход" (перевод Р. Абдуджемиля). "Табл-и асаийш" представлял собой "ритм, не позволявший не рассеяться войску" [1]. Согласно Эвлие Челеби бубны служили для утреннего подъема [2]. По мнению Л. Кубали главный барабан крымского войска назывался «Балтом», к нему прислушивалась вся армия [3]. Оглушительная музыка сопровождала начало атаки крымских татар. «Татары подняли вверх бунчуки, ударили в барабаны, затрубили в карнаи и рога. Подняв невероятный шум, они двинулись на нас» - так описывал атаку ханских войск в битве под Турну-Рошу (1602) Джон Смит [4]. 

Монотонный ритм больших барабанов призывал войска выступать в поход и строиться для боя. Другие музыкальные инструменты служили для управления войсками непосредственно в бою.  Согласно де Люку каждый десятник имел «малый барабанчик, который возят на луке седла, а простой татарин – свирель, дабы собраться при надобности» [5].  
 

[1] Абдуджемиль Р. Воинская символика Крымского ханства (на материале крымских хроник) // Qasevet. – 2015. - № 43. — с. 13-15

[2] Эвлия Челеби. Неудачная осада Азова Турками в 1641 году, и занятие ими крепости по оставлении оной Козаками // ЗООД. Том 8. – с. 167 

[3] Kubala L. Szkice historyczne, serya pierwsza. - Lwów, 1880. — с. 283

[4] Калашников В.М. Британский взгляд на Крым (хроники, мемуары, дневники XVII – первой половины XIX столетия). – Днепропетровск, 2013. - с. 15
[5] Юрченко П. Описание Перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха доминиканского ордена (1625) // ЗООИД. Том 11. – с. 480-481 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened